Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гарсиа лорка федерико

Энциклопедический словарь

ГАРСИА ЛОРКА Федерико - ГАРСИ́А ЛО́РКА (Garcia Lorca), Федерико (1898-1936), испанский поэт. В лирике - реконструкция в поэтическом пространстве 20 в., фольклорно-мифологические мироощущения; мотивы величия и трагической обреченности любви, вечной нераздельности жизни и смерти (сборники «Цыганское романсеро», 1928, «Поэма о канте хондо», 1931); острота столкновения с мертвяще урбанистической цивилизацией (сборник «Поэт в Нью-Йорке», опубликован 1940). Героическая драма «Марианна Пинеда» (1925), трагедии «Кровавая свадьба» (1933), «Иерма» (1934), драма «Дом Бернарды Альбы» (1935, опубликована 1945). Расстрелян фашистами.

* * *

ГАРСИ́А ЛО́РКА (Garcia Lorca) Федерико (5 июня 1898, Фуэнте Вакерос, близ Гранады - 19 августа 1936, близ Гранады), испанский поэт и драматург; автор лекций и статей на литературные и общеэстетические темы, рисунков, ряда музыкальных сочинений, организатор передвижного театра «Ла Баррака».

Андалусия, начало и конец

Творчество Гарсиа Лорки неразрывно связано с Андалусией, где он родился и рос в поместьях своего отца - крупного землевладельца, учился в иезуитском колехио в Гранаде, а затем - в Гранадском университете, не закончив который, переехал в 1919 в Мадрид, где продолжил учебу в Студенческой резиденции (экспериментальном высшем учебном заведении, созданном испанскими просветителями-прогрессистами). Однако в семейную усадьбу Уэрта де Сан Висенте Гранады Лорка постоянно возвращался, проводя там многие месяцы. В Гранаду он также приехал 16 июля 1936, за два дня до начала Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-39). 16 августа поэт был арестован по доносу и при активном участии типографского служащего, активного фалангиста Руиса Алонсо, обвинявшего Лорку в том, что тот «писатель-извращенец», гомосексуалист, «красный», русский шпион, прячущий в поместье отца подпольную радиостанцию (вероятно, такого рода доносов было несколько и не от одного Алонсо: яркая и необычная личность Лорки вызывали у окружающих как восхищение и любовь, так и злобную зависть). Лорку схватили в доме его друзей братьев Росалесов, активных членов фаланги (см. ИСПАНСКАЯ ФАЛАНГА), один из которых - начинающий поэт Луис - был дружен с Лоркой: друзья и родственники поэта думали, что дом Росалесов - надежное убежище. Но ни дом Росалесов, ни они сами не смогли защитить поэта. В обстановке царившего в Гранаде террора реальную власть в городе получили фанатики, такие, как назначенный его комендантом майор Хосе Вальдес Гусман. По личному приказу последнего (возможно, согласованному с военным правителем Андалусии генералом Кепо де Льяно) Лорка был расстрелян в ночь на 19 апреля 1936 в шести километрах от Гранады в масличной роще вблизи ущелья Виснар и там же похоронен в братской могиле. Точное место захоронения поэта неизвестно.

Этапы творчества

Очень условно можно выделить несколько этапов творчества Лорки: ранний (1916-1922), импрессионистический, относящийся к годам его учебы в Гранаде и к первым годам жизни в Мадриде и учебы в Студенческой резиденции; зрелый, фольклорно-романтический (1921-1928), когда Лорка становится одним из самых известных испанских поэтов и драматургов, а Студенческая резиденция - центром интеллектуальной и художественной жизни молодого поколения; «сюрреалистический» (1929-1931), совпавший с поездкой Лорки в Соединенные Штаты и на Кубу, и, наконец, поздний, трагедийный (1932-1936), прерванный гибелью поэта.

Ранний Лорка

Первая опубликованная книга Лорки - «Впечатления и пейзажи» (1918), собрание поэтических зарисовок в прозе, созданных по следам образовательных поездок по Испании, вполне вписывающихся в традицию романтических путевых заметок. В это же время была написана «Книга стихов» (1916-1920) - единственная из поэтических книг Лорки, в которой поэт сосредоточен на себе и своих юношеских переживаниях. Многие мотивы из «Книги стихов» (луна, вода, зеркало, эхо, символические образы цветов и деревьев) пройдут через все творчество Лорки.

В сборники «Первые песни» (1922, опубликовано в 1936) и «Песни» (стихи 1921-1924 годов, опубликовано в 1927) вошли ставшие хрестоматийными «Песня всадника», «Деревце, деревцо…», «Прелюдия». Эти книги носят на себе элементы ученичества у Х. Р. Хименеса (см. ХИМЕНЕС ДЕ КЕСАДА Гонсало), испытывают влияние литературных стилизаций и прямого цитирования фольклора.

Зрелый Лорка

Стимулом для создания первого фольклорного по духу, а не по форме крупного произведения Лорки - «Поэмы о канте хондо» (1921-1926, опубликовано в 1931) - стало участие поэта в организации фестиваля «канте хондо» - особой разновидности андалузского фольклора, сольного «глубокого» пения (jondo - андалузское диалектальное hondo - глубокое). В представлениях Лорки, изложенных в его первой публичной лекции о канте хондо (прочитана в рамках фестивальной программы 19 февраля 1922 в гранадском Центре искусств), не гитара, а голос - главное в «глубинном» пении: канте хондо - диалог одинокого человеческого голоса с космической бесконечностью, воплощение чувства постоянной тревоги перед лицом неведомого. В «Поэме» отсутствует стилизация жанров глубинного пения, но словесными средствами воссозданы образы отдельных его жанров - «цыганской сигирийи», «солеа», «петенеры», «саэты», передана трагически-безысходная атмосфера его исполнения (стилизованный пейзаж «поэмы» - сушь, бесплодие, окаменение живого, время действия - ночь). «Поэма» разворачивается как завершенное трагическое действо (его финал - смерть цыгана Амарго), основанное на сопряжении дополняющих друг друга контрастных образов и мотивов («жизнерадостной Севильи» и «горней» Гранады, любви и смерти, свечи и ночной мглы, креста и кинжала, тишины и крика, одиного путника на дороге и всадников-смертников и вестников смерти).

«Цыганский романсеро» (1923-1926, опубликовано в 1928) - книга из 18 стихотворений, сохраняющих отдельные формальные черты традиционного романсного стиха. Обращаясь вслед за Хименесом и А. Мачадо-и-Руис (см. МАЧАДО-И-РУИС Антонио) к романсу, Лорка почти полностью приглушает повествовательное (эпическое) начало этого характернейшего жанра испанского фольклора и литературы (романс находится на границе устного и письменного типов творчества), акцентируя его лирическую и драматическую стороны. Для создания «глубинных», полных намеков и недосказанности текстов Лорка использует присущую романсу сюжетную недоговоренность (традиционный романс - всегда часть целого, известного слушателю, который может легко восстановить для себя все оборванные в отдельном тексте сюжетные линии). Сведенное почти «на нет», к двум-трем мотивам (смерть ребенка в «Романсе о Луне, Луне», самоубийство молодой цыганки в «Сомнамбулическом романсе», гибель гордости и красы цыганского мира Антоньито эль Камборио в «Романсе об арестанте») действие в романсах Лорки погружено в атмосферу тайны, создаваемой при помощи образных парафраз, заимствованных из фольклора, а также изысканных метафор.

Лорка-метафорист продолжает традиции испанской барочной поэзии, в первую очередь, Л. де Гонгоры-и-Арготе (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) (вместе с другими поэтами-сверстниками Лорка готовился к празднованию в 1927 трехсотлетия со дня смерти этого великого кордовского поэта). Вслед за Гонгорой Лорка сближает метафору с метаморфозой - превращением (лиро-драматический сюжет многих «цыганских романсов» - строится на развертывании метафоры), а также стремится вернуть метафору в ее мифопоэтическое лоно: он творит собственный миф - о вольном «цыганском» городе-мире, населенном особой породой людей, подчиняющихся только зову космических стихий. Цыганскому мифу в «Романсеро» противостоит современная цивилизация с ее бесчеловечными законами и житейской прозой: она в той или иной мере присутствует в каждом из романсов. Прямое столкновение двух миров - тема знаменитого «Романса об испанской жандармерии».

Одновременно с созданием «Поэмы о канте хондо» и «Цыганского романсеро», невзирая на первую неудачу на поприще драматургии (провал пьесы-сказки «Колдовство Бабочки», 1920), Лорка продолжает сочинять пьесы. В стихотворной трагедии Лорки «Мариана Пинеда» (1925, первая постановка - 1927) опыт романтической исторической драмы соединен с «примитивом» - с «городским» романсом. Героиня трагедии - заговорщица-революционерка, казненная в Гранаде по приказу Фердинанда VII (см. ФЕРДИНАНД VII), взята Лоркой не столько из истории, сколько из городского романса. Главная тема пьесы - любовь, верность и предательство, противопоставление двух путей к свободе - истинного и сомнительного: через любовь и через политическую борьбу

В традициях площадного кукольного театра (балагана) и итальянской комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ) Лоркой написаны либретто комической оперы (см. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА) «Комедиантка Лола» (1922-1924, не окончена, опубликовано в 1981), «жестокий фарс» «Чудесная башмачница» (первая редакция - 1923-1926, вторая - 1929-1930, премьера - 1930), «Любовь дона Перлимплина» (1924-1928, постановка - 1933), «Трагикомедия о доне Кристобале» (первый вариант - 1923-1924, второй - под названием «Балаганчик дона Кристобаля» - 1931, постановка - 1933). За традиционно-фарсовой ситуацией, лежащей в основе стилизованных под «примитив» пьес Лорки, - неравный брак, жена, наставляющая рога мужу или мечтающая о других мужчинах, - драматург обнаруживает в своих наряженных в пестрые одежды и помещенных в расписные декорации персонажах способность к истинной любви, которая может быть и «маской» смерти, и источником природного обновления бытия.

Лорка и авангард

Художественный мир зрелого Лорки пронизан чувством причастности человека к жизни космоса, единства жизни и смерти, детской первозданностью взгляда, которому явлена во всей полноте и невыразимости тайна бытия. Вместе с тем, с середины 1920-х годов в его творчестве все настойчивее звучат темы трагической разъятости мироздания, отторженности человека - пленника механической цивилизации - от природного целого, торжества смерти над жизнью, гибели искусства, бессилия жертвенной любви, милосердия и веры в спасение.

В 1928 переживает тяжелый личный и творческий кризис. В процессе его преодоления им написаны стихи, предназначенные для книг «Поэт в Нью-Йорке» и «Земля и Луна», опубликованные посмертно под одной обложкой и общим названием «Поэт в Нью-Йорке» (1940). В «Поэте в Нью-Йорке» царит сюрреалистическая поэтика «сновидения», основанная на разложении слов и вещей в подсознании, на освобождении поэтического слова от власти реальности, от ига рассудка и логики причинно-следственных связей. Сюрреализм Лорки органично соединен с архаической логикой мифопоэтической метаморфозы, с традиционными для его поэзии образами-символами (луна, ветер, заря-смерть, мертвые птицы и дети, конь, колодец, пустота), включаемыми в деформирующий их контекст. Темы книги - одиночество человека в городской толпе, утрата им своего «я», «смерть Бога», жизнь, подвергающаяся надругательству в царстве механической цивилизации, неосуществимость любви, апокалиптические предчувствия.

Одновременно Лорка пишет оставшуюся незаконченной пьесу «Публика» (полностью опубликована в 1976). Ее темы - трагическая «темная» любовь и будущее искусство, которое должно или погибнуть, или найти в себе смелость спуститься в «могильное подземелье», в глубь тайного и запретного, отказаться от приличий, соблюдения которых требует буржуазно-ограниченная «публики». В «Публике», как и в «Пьесе без названия» (последняя, оставшаяся в набросках драма, над которой Лорка работал в 1935-1936), имеющей с «Публикой» немало общего, использован прием «сцены на сцене».

Единственное законченное произведение Лорки, созданное в Америке - пьеса «Когда пройдет пять лет» (1929-1930, опубликована в 1938), имеет подзаголовок: «легенда о времени». Действие пьесы, заканчивающейся смертью главного героя, занимает шесть часов одного вечера, но охватывает всю его жизнь: этого эффекта драматург добивается совмещением на сцене различных временных планов. Юноша пытается уберечь мечту от власти Времени, но оказывается во власти «жизни-сна».

Возвращение в Испанию

Тема всемогущества любви, трактовавшейся как древний космический Эрос, роковым образом влекущий героев к смерти, - тема трагедии «Кровавая свадьба» (1932, постановка - 1933). Миф о борьбе Жизни и Смерти, Солнца и Луны, мужского и женского начал бытия, отраженный в свадебном ритуале, перенесен Лоркой на землю Испании в современность. «Кровавая свадьба» - первая пьеса из трагической трилогии об «испанской земле. Вторая - «Йерма» (1933-1934, постановка - 1934) - «пьеса без фабулы» о бесплодной женщине. Замысел третьей пьесы из трилогии «Разрушение Содома» Лорка не успел воплотить в жизнь.

Созданные в последние два года жизни Лорки пьесы «Донья Росита», девица, и язык цветов» (1935, постановка - 1935) и «Дом Бернарды Альбы» (1936, постановка - 1945) наряду с набросками «Пьесы без названия» еще раз свидетельствуют об эстетической разнонаправленности творческих поисков Лорки. «Донья Росита» продолжает тематику и гротескно-поэтическую стилистику пьесы «Когда пройдет пять лет», в «Доме Бернарды Альбы» - «драме о женщинах испанских селений» - драматург, напротив, намеревался, по его признанию, представить происходящее на сцене как «фотографию», как «документ».

Поэзия Лорки 1930-х годов («Диван Тамарита», 1936, опубликовано в 1940, «Сонеты темной любви», 1936, частично опубликовано в 1984) становится все более герметичной. Ее вершина - поэма «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» (1934, опубликована в 1935).

Полезные сервисы